02 августа 2016
672

Страна гор – страна дорог

В одном из недавних интервью центральной прессе Глава нашей республики Рамазан Абдулатипов на вопрос о состоянии транспорта и автомобильных дорог в Дагестане ответил так: «Агентство по дорожному хозяйству РД (Дагавтодор) под руководством опытного специалиста и управленца Загида Хучбарова успешно реализует приоритетную республиканскую программу «Новая индустриализация». В минувшем году дорожниками были достигнуты небывалые за последние 20 лет показатели в области дорожного строительства. Современные технологии, опытные специалисты, привлеченные инвестиции, правильно заданный руководителем Дагавтодора темп работы позволили отрасли выйти на совершенно новый уровень строительства транспортных сооружений».

 

Откровенно говоря, приятно было услышать из уст руководителя республики такой лестный отзыв о Загиде Хучбарове. Дело в том, что, исходя из личных наблюдений, года два назад в одной из своих колонок я назвал в числе других и Загида Гаджиевича «прорабом обновления и очищения» республики. То есть одним из тех, кто работает в алгоритме, заданном Рамазаном Абдулатиповым для вывода Дагестана из экономической, социальной и нравственной отсталости, в которой он оказался после разрушения СССР.

 

Судя по всему, шаг за шагом, у нас все это получается. Разумеется, есть и скептики, не говоря уже о неприкрытых хулителях нового курса, у которых из-под ног уходит коррупционная почва, ломается схема круговой поруки, позволявшая им занимать высокие чиновничьи посты не во имя Дагестана и его народа, а для личного и кланового благополучия.

 

И вот теперь, спустя три года, как Загид Хучбаров занял кресло руководителя Дагавтодора, мы решили побеседовать с ним. 

– Как удалось переломить ситуацию в дорожном строительстве? Чем живет сегодня этот большой и востребованный временем многозвеньевой производственный коллектив?

– Знаете, что говорили наши предки? Тот, кто уберет с дороги хотя бы один камень, попадет в рай! А дороги-то тогда – это тропинки от аула к аулу. Ведь Страна гор! И вот сегодня у нас задача – сделать Страну гор страной дорог. То, о чем веками мечтали наши отцы и деды. Такая задача сегодня нам по плечу: есть техника, есть специалисты, нужно только время, – говорит вслух Загид Хучбаров.

 

– Прошло три года, как вы возглавили Дагавтодор. Какую вы дадите оценку сделанному за это время? Есть повод гордиться достигнутым?

– Оценку, наверное, дадут другие, в первую очередь наши люди, живущие в горах и на равнине. Гордиться, конечно, есть чем, ну хотя бы тем, что удалось сделать прорыв в дорожном строительстве.

Но гордость, знаете, – это вроде анестезии в медицине: притупляет чувство поиска новых решений, новых методов, новой целеустановки. За поворотом – другой поворот! Дорога – это жизнь, говорили древние. Я своих людей учу никогда не довольствоваться достигнутым. Иначе – застой.

 

– И все же, Загид Гаджиевич, давайте поговорим на языке цифр и сравнений.

– Хорошо. Для сравнения возьмем показатели последних 20 лет. Лучшим был 2008 год. Тогда строили дорогу до Ботлиха и денег выделяли столько, сколько могли освоить. Так вот, в 2008 году была уложена 101 тысяча тонн асфальтобетона и разработано 750 тыс. кубометров скального грунта. В 2015 году – 228 тыс. тонн асфальта и 1,8 млн кубометров скального грунта. Только в направлении Тляраты, Бежты, Цунты на 12,5 км было разработано около 900 тыс. кубометров скального грунта за год. В 2015 году соединены дорогами с асфальтобетонным покрытием районные центры Курахского, Гумбетовского и Чародинского районов. В рамках решения этой стратегической задачи также обеспечен задел и продолжаются работы на дорогах, ведущих в райцентры Ахвахского, Тляратинского, Цумадинского и Цунтинского районов. Этот темп в 2016 году наращивается. Можно сказать, что по темпам строительства мы вышли на первое место в России.

В 2014 году силами ОАО «Мостоотряд-99» на высоком качественном уровне была произведена в кратчайшие сроки реконструкция взлетно-посадочной полосы (ВПП) Махачкалинского международного аэропорта, которая на сегодняшний день одна из лучших в России. Уложено только за один месяц около 90 тыс. тонн асфальтобетонной смеси, из которых верхние слои укладывались по новейшей технологии с применением смеси на полимер-битумной основе.

В 2013 году в Дагестане проведен уникальный эксперимент по темпам строительства мостовых сооружений. На автодороге Новогапцах-Тагиркент-Ялама у ст. Самур за два месяца был построен капитальный 17-пролетный мост. Установленные проектом нормативные сроки строительства на этом объекте составляли минимум 19 месяцев. Таким образом, по темпам роста мы вышли на первое место в России.

 

– Рамазан Гаджимурадович при оценке деятельности Дагавтодора упомянул также инвестиции…

– Верно. За это время привлечены серьезные инвестиции, создано два мощных строительных кластера, включающих в себя производственные базы, современные автоматизированные асфальтобетонные и цементобетонные заводы, дробильно-сортировочные установки и оборудование для промывки песка и щебня. Построены вместительные надземные битумохранилища-термосы с гидравлическим подогревом. Приобретена современная импортная дорожно-строительная техника. Один из кластеров расположился в пос. Тюбе Кумторкалинского района, другой – в горах, в с.Заиб Хунзахского района, на стыке пяти административных районов. Всего планируется создать до пяти подобных кластеров, чтобы обеспечить централизованную политику управления заводами и добиться единого стандарта качества материалов и конструкций по всему региону.

 

– Когда-то в стране был лозунг «Кадры решают все!», о чем мы поговорим позже, а сегодня, мне кажется, злободневен и такой лозунг: «Инновации решают все!»

– Согласен с вами, без новых технологий прорыва у нас не получилось бы. Если более подробно, в 2013 году внедрена автоматизированная система информационного обеспечения управления сетью автомобильных дорог общего пользования. Геоинформационная система – это уникальное концептуальное решение, использующее все самые последние достижения в области информационных технологий и по своим функциональным возможностям не имеющее аналогов не только на Северном Кавказе, но и в России.

В качестве картографической подложки система использует не просто электронные карты, а высокоточные (до 1 см!) ортофотопланы, выполненные с помощью цифровой аэрофотосъемки. Объекты дорожной инфраструктуры здесь имеют точную координатную привязку в международной системе координат и нанесены отдельными слоями по каждому событию или объекту.

Мобильная панорамная сферическая съемка позволяет в любой точке на оси дороги осмотреть прилегающие окрестности в радиусе 360° как по горизонтали, так и по вертикали, а также выполнить необходимые линейные и площадные геометрические измерения с формированием ведомости дефектов дорожного покрытия. Предусмотрено подключение в качестве картографической основы электронных карт из общедоступных сервисов Yandex, Google или Вing, а также публичной кадастровой карты земель. Имеется возможность ввода данных с видеорегистраторов, оснащенных GPS-приемниками, а по каждому выбранному объекту – добавления произвольного количества фотографий. В режиме реального времени можно получить технический паспорт любого выбранного участка дороги. Имеется возможность анализа введенных данных и событий посредством вывода на экран «теплокарты» состояния с отображением очагов напряженности, например, дорожно-транспортных происшествий, аварийных участков и объектов.

И еще. Вся техника дорожных организаций подключена к системе спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС, что позволило оптимизировать работу дорожной техники, контролировать ее перемещение и предотвращать случаи преднамеренного слива топлива. В текущем году внедрим систему удаленного мониторинга оползневых склонов с использованием роботизированных лазерных тахеометров. Это позволит вести круглосуточное наблюдение и определять деформацию склонов, прогнозировать оползневые процессы, своевременно проводить противооползневые мероприятия.

Внедрена технология 3D-нивели­рования, применение которой значительно повышаеть качество строительных объектов. Человеческий фактор сводится к минимуму. В бортовой компьютер работающей техники необходимо только ввести проектные данные координат требуемой поверхности. В остальном работа машиниста сводится только к управлению движением механизма (бульдозера, грейдера, асфальтоукладчика и т.д.), а управление рабочими органами, такими как отвал, ковш, плита укладчика и т.д., выполняется в автоматизированном режиме. Делается все это с высокой точностью до 1 мм, ошибки невозможны. Для Дагестана это действительно значительный толчок в дорожной отрасли. Хочу подчеркнуть: такая система применялась при строительстве олимпийских объектов в Сочи, трассы автодрома для проведения соревнований «Формула-1».

Внедряем лучшие мировые технологии. Наши специалисты принимают участие практически во всех отечественных и зарубежных специализированных выставках.

 

– Мне часто приходится бывать в районах республики, всегда обращаю внимание на качество дорожного покрытия. В чем его составляющая?

– С первых дней руководства отраслью мною были установлены единые требования к стандартам качества работ, независимо от уровня строительной организации, её оснащенности и опыта работы, местоположения объекта. Качество работ должно быть одинаковым как в столице республики, так и на ее окраинах. Оно начинается с проектирования: плохой проект – плохая дорога. Поэтому проектные организации оснащены современным оборудованием с использованием лазерного устройства. На более ответственных объектах строительства и реконструкции устанавливаем круглосуточное видеонаблюдение в режиме онлайн.

 

– Вы – опытный управленец. Стало быть, очень тщательно подбираете людей в свою команду.

– А как же! Чтобы строить дороги европейского уровня, нужны грамотные специалисты, способные решать самые сложные задачи с использованием мировых достижений в области дорожного строительства. Поэтому первостепенное значение уделяется грамотной кадровой политике, повышению престижа профессии. Успехи дагестанских дорожников высоко оценил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, прибывший в республику с рабочим визитом. На встрече с Главой РД он отметил хорошее качество работы Агентства по дорожному хозяйству: «Дагестанские специалисты показывают очень хорошие результаты в области дорожного строительства с использованием различных новых технологий, тем самым увеличивая срок службы асфальта», – подчеркнул Старовойт.

Воспитывать дорожников решено начинать уже со школьной скамьи, для чего повсеместно в школах районов проводятся лекции по дорожной тематике. В этом году из всех 42 районов республики направляем по 2 человека на учебу в ведущие технические вузы страны, оплачиваем им подъемные в размере 100 тыс. руб. и обеспечиваем стипендией во время учебы. Это вложение в человеческий капитал, что обязательно даст свои результаты. Кроме того, нами развернута работа по обязательному повышению квалификации всех работающих в дорожной системе специалистов.

 

– Загид Гаджиевич, мне только остается поблагодарить вас за то, что нашли время для беседы, и пожелать успехов вам и всему коллективу Агентства дорожного хозяйства Дагестана в выполнении задач, поставленных руководством республики перед дорожниками.

 

Абдурахман Магомедов

 

Источник: газета "Дагестанская правда" от 2 августа 2016 г.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован