28 сентября 2005
3015

Галина Ратникова: `Культура - богатая отрасль` Вот только денег на нее не хватает

`Будьте так добры...`, `Простите, а вас не затруднит...`, `Извините, пожалуйста...` - похоже, что подобное обращение в ближайшее время заменят традиционный фольклор жителей Подмосковья, где преобладали словосочетания: `Да пошел ты...` или `Иди ты...`. Дело в том, что 2005 год объявлен в Московской области Годом культуры, и, значит, все сознательное и местами не очень сознательное население области приобщается к великому и прекрасному.
- Галина Константиновна, а чем, собственно, год культурный отличается от иных?
- Год культуры в Подмосковье - это не столько мероприятие (мы и так их проводим достаточно), сколько идеологический момент, время больших реформ и начало серьезных перемен в культурной сфере. Речь идет прежде всего о других принципах финансирования, которое отныне будет зависеть от конечного результата той или иной работы. На этом пути нас ожидает много проблем.
- Например...
- Например, театральные коллективы. Конечный их `продукт` - не просто спектакль, а спектакль, продаваемый и окупаемый. С выставками примерно то же самое. А вот с оценкой результата занятий детей в различных кружках домов культуры куда сложнее. Как, скажем, оценить результат занятий ребенка каким-нибудь декоративно-прикладным ремеслом? Что является в таких случаях конечным продуктом и каким образом его определить?
- `Вложения` в детей дают результат со временем, но этот эффект по-любому бесспорен... Вместе с тем, насколько известно, предполагается сократить число культурных учреждений области.
- Безусловно. Но речь не идет о целых домах культуры. Ведь часто в одном таком учреждении творчества существует несколько сетевых единиц. Вот их-то финансирование уменьшится значительно.
- С чем связаны столь жесткие реформы в сфере культуры, которая, называя вещи своими именами, всегда считалась малобюджетной?
- Культурная сеть учреждений выросла, но количество еще не есть качество. Реформирование - это в первую очередь попытка изменить ситуацию, при которой отдельные люди пытаются получить из нашего бюджета денег больше, чем они зарабатывают. Яркий пример - с областной филармонией, вокруг которой долгое время разыгрывались целые баталии. Но не все знают, как многие известные эстрадные артисты бессовестно `зарабатывали` на ней деньги.
- Какие именно учреждения культуры будут упраздняться?
- Так вопрос вообще не стоит. Мы все сделаем для того, чтобы обойтись без кардинальных шагов: вот эту библиотеку мы упраздняем, а вот эту оставляем.
- Какие еще перемены ожидают областную сферу культуры?
- Еще одно важное направление, в котором мы работаем, - вопрос собственности. Я убеждена, что культура - это богатая отрасль. Другое дело, что мы не имеем представления о нашем богатстве. И что еще хуже - не имеем методик оценки. Взять, к примеру, объекты культуры. Не разработана даже методика оценки того или иного памятника. Музеи оценивают и страхуют просто как объекты недвижимости.
На сегодняшний день в области 6 тысяч памятников, которые разрушаются. Нередко бывает, что мы не можем вложить в реконструкцию деньги, потому что нет разграничений собственности на федеральном уровне. Но без этого мы не имеем права ставить памятник на баланс. И, как следствие, не имеем права сдавать в аренду, принимать помощь от тех же меценатов. Потому что первый вопрос, который они задают: во что мы вкладываем деньги?
- В реформах учитывается мнение населения? Оно вам известно?
- Мы вложили деньги в исследования, которые помогли выявить запросы населения на те или иные виды культурных услуг. Для этого разделили людей на возрастные категории: с 10 до 14 лет, с 14 до 20 и с 20 до 40 лет. Нам важно знать, что они читают, что понимают под духовными ценностями, какие у них идеалы, ориентиры. Это же все ответы на нашу работу. Это помогает понять, по тем ли направлениям мы работаем. Нам важно знать `болевые` точки. Определить их нам помогают экспертные советы.
- А если исследования выявляют значительно меньшие запросы населения, опускаетесь до их уровня?
- Наоборот. Именно туда вкладываем наибольшие средства. Развитие - вещь не всегда добровольная. При этом мы ни на кого не давим. Мы просто пытаемся научить, заинтересовать. И если грамотно это делать, работа напрасной не будет.
Например, я считаю, что надо кардинально менять систему работы с детьми в музеях. Ребенка надо не просто просвещать, а заинтересовывать. Здесь важен психологический подход, и его нельзя не учитывать. Надо найти тот способ передачи информации детям, который был бы для них и интересен, и полезен. Это не страшно, если новая методика в какой-то степени будет напоминать игру.
- Какие мероприятия проходят под знаком Года культуры?
- Ну, во-первых, мы хотим сделать праздник непосредственно для работников культуры, устроить им настоящий бал. Они его заслужили. Но главное, конечно, - это демонстрация достижений области в культурной сфере. Мы готовим выставку, которую планируем показать в конце года. Это будет огромная экспозиция, где будут представлены все достижения Подмосковья в культурной области - от живописи и скульптуры до дизайна упаковки.
БАЗА ДАННЫХ - СОКРОВИЩНИЦЫ КУЛЬТУРЫ
СЕРГИЕВ ПОСАД
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
Лучшие художественные достопримечательности древнего города сосредоточены в музее-заповеднике. Он организован 20 апреля 1920 года на основе художественных сокровищ Троице-Сергиевой лавры. Располагая большими богатствами, авторитетом, тесными связями с Москвой, монастырь привлекал для работы выдающихся зодчих, художников, мастеров прикладного искусства и книжного дела, возможно, заложивших здесь основы многих художественных ремесел. За 85 лет своего развития музей значительно пополнил свои коллекции, его фонды увеличились с 10 до 120 тыс. экспонатов. Сегодня этот уникальный музейный комплекс дает яркое представление о национальном своеобразии русской культуры, о бережном сохранении и творческом развитии лучших традиций прошлого в современном искусстве.
ДМИТРОВ
Музей-заповедник `Дмитровский кремль`.
Детский театр `Белоснежка`.
Дмитровский драматический театр `Большое гнездо`.
КЛИН
Государственный дом-музей П.И.Чайковского.
С именем великого русского композитора связаны четыре старинные усадьбы, располагающиеся на небольшом удалении друг от друга: Майданово - в северном районе города, Демьяново и Музей Чайковского - в южном, Фроловское - примыкает к южной границе города. Музейный комплекс дает представление о многосторонней деятельности композитора и современном ему музыкальном мире.
ИСТРА
Историко-архитектурный и художественный музей `Новый Иерусалим`.
Истринский муниципальный драмтеатр.
СОЛНЕЧНОГОРСК
Музей `Путевой дворец`
Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А.А.Блока.
Музей расположен в 20 км от Солнечногорска. Его центром является усадьба Шахматово, которую в 1874 году купил дед поэта, ученый, ботаник, ректор Санкт-Петербургского университета А.Н.Бекетов по совету друга и соседа Д.И.Менделеева. Блок приезжал в Шахматово в летние месяцы на протяжении 36 лет. Здесь поэтом было задумано и написано около 300 произведений. В 1921 году усадьба сгорела. В настоящее время восстановлены главный усадебный дом, флигель, постройки парадного двора, парк, усадебный пруд. Посетители заповедника могут увидеть сохранившуюся в первозданности природу Подмосковья, где рождались прекрасные стихи Блока.
Мытищинский р-н
Московский областной музей народных художественных промыслов (село Федоскино).
Мытищинский театр кукол `Огниво`.
Мытищинский театр драмы и комедии `ФЭСТ`.
Пушкинский р-н
Музей-усадьба `Мураново` имени Ф.И.Тютчева.
Этот уникальный памятник истории культуры XIX века не случайно пользуется славой `жемчужины русской усадебной культуры`, а его главный усадебный дом уже 160 лет имеет всемирно известное название `Дом поэтов`. Главный усадебный дом хранит память о Тютчеве, Аксакове, Гоголе, Давыдове и многих других выдающихся деятелях русской культуры.
Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина.
Поэтической родиной Александра Сергеевича Пушкина называют подмосковные усадьбы Захарово и Вяземы - ведь здесь прошло детство юного Пушкина. Именно в этих местах, в подмосковной бабушкиной усадьбе Пушкин впервые увидел красоту русской природы, крестьянские хороводы, услышал народные песни. Приехав в эти места, можно не только побродить по тропинкам старинных парков, где гулял великий поэт, и подышать волшебным воздухом, но и дотронуться до немых свидетелей детства поэта - великолепных памятников архитектуры, которые объединены в целый дворцово-парковый ансамбль XVI-XIX веков.
КОРОЛЕВ
Мемориальный музей-квартира Марины Цветаевой в Болшеве.
ХИМКИ
Химкинский муниципальный драматический театр `Наш дом`.
Химкинский театр `Апрель`.
Красногорский р-н
Государственный музей-усадьба `Архангельское`.
Мемориальный музей немецких антифашистов.
ОДИНЦОВО
Театр песни Натальи Бондаревой.
ЗВЕНИГОРОД
Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей.
Один из древнейших городов Московской земли широко известен архитектурным комплексом Саввино-Сторожевского монастыря, основанного в 1398 году учеником преподобного Сергия Радонежского Саввой. Ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря, окруженный мощной крепостной стеной с семью башнями, представлен редким образцом древнерусской архитектуры - белокаменным Рождественским собором (1405 год) с сохранившимися фресками XV века. Центральное место в собрании музея занимают около 300 произведений темперной живописи XVI-XIX веков.
Рузский р-н
Музей Зои Космодемьянской.
Ленинский р-н
Государственный исторический заповедник `Горки Ленинские`.
БАЛАШИХА
Детский музыкальный театр юного актера `Орфей`.
ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД
Музей истории русского платка и шали.
Подольский р-н
Государственный музей-усадьба `Остафьево` - `Русский Парнас`.
МУК `История усадьбы Щапово`.
Историко-мемориальный музей-заповедник `Подолье`.
Театр `Вечерний звон`.
Театр поэзии.
Детский музыкальный театр.
Чеховский р-н
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П.Чехова в Мелихове.
В экспозицию музея входят главный усадебный дом, мемориальный флигель, большая садовая территория, школа, построенная Чеховым, музей писем. Спектр выставок постоянно меняется: от чеховской тематики до пушкинской, с привлечением экспонатов из фондов музея, а также с участием детских художественных студий.
СТУПИНО
Муниципальный театр `Откровение`.
ВОСКРЕСЕНСК
Театр ростовых кукол `Софит`.
Серпуховский р-н
Серпуховский историко-художественный музей.
Основной коллекцией музея являлось собрание местной фабрикантши Мараевой, национализированное в 1919 году. Оно состояло из произведений западноевропейской и русской живописи. В 20-30-е годы художественные ценности из закрытых в городе Высоцкого и Владычного монастырей и церквей района составили коллекцию древнерусского искусства.
Камерный молодежный театр `Зазеркалье`.
СЕРЕБРЯНЫЕ ПРУДЫ
Мемориальный Дом-музей маршала Чуйкова.
Можайский р-н
Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.
НОГИНСК
Ногинский государственный драматический театр Московской области.
ЗАРАЙСК
Государственный историко-архитектурный, художественный и археологический музей `Зарайский кремль`.

Московский Комсомолец
от 28.09.2005
Мария АНОХИНА.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован